Перспективы рынка легкого и тяжелого автотранспорта в России

В Москве 4 декабря прошла пресс-конференция ассоциации РОАД, где подняли вопросы касательно текущего кризиса на рынке коммерческого автотранспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев озвучил тревожные цифры: за последнее десятилетие наблюдается значительное сокращение парка среднетоннажных автомобилей. С 2016 года их число сократилось с 2,3 миллиона до 1,727 миллиона, что составляет около 25%. К тому же, средний возраст автомобилей продолжает расти и достиг почти 28 лет, особенно среди специальной техники и самосвалов, которые служат более 32 лет. Для многих компаний в отдаленных регионах остается в использовании старая техника, такая как ЗИЛ. Вторую часть конференции представил Максим Шишко из компании «Глобал трак сервис» (GTC). Он отметил, что доля китайских марок снизилась до 53%, а российские производители увеличили свою долю до 38%. Однако, общее число сделок упало почти на 50%, что вызывает опасения на рынке. После небольшого роста в октябре, в ноябре наблюдается резкое падение, и в 2025 году, по прогнозам, рынок может достигнуть лишь 46 тысяч проданных тяжелых автомобилей. По состоянию на 2023 год, продажи тяжелых грузовиков составили 125,7 тысячи единиц – рекорд за последние годы. Тем не менее, уровень предложения на складах начал превышать спрос, стабильные продажи в 2022 году составили 102 тысячи единиц, что привело к значительным убыткам для производителей и дилеров. На фоне этого, растет количество автомобилей, находящихся в «изъятии» – тех, за которые компании не способны выполнять обязательства. В настоящее время некоторые перевозчики, под давлением низких доходов, не могут продать свои старые автомобили, и многие китайские производители готовы понижать цены лишь для обеспечения конкурентоспособности. Максим Шишко также выделил, что на складах собралось около 14 тысяч грузовиков от FAW, Dongfeng, Shacman и других производителей, которые не могут найти покупателей. Российские производители также проявляют низкий интерес со стороны клиентов. Прогнозы специалистов по сегменту HCV демонстрируют дальнейшее падение до 4 тысяч машин в месяц, что заметно ниже 10 тысяч в 2023 году, и улучшения можно ожидать лишь при изменении внешнеэкономической ситуации. Лидером на рынке HCV остается КАМАЗ с продажами в 12,6 тысячи единиц, его доля составила 30,1%. Далее идут Sitrak (16,4%), Shacman (10,5%) и другие марки, однако, впереди стоит непростое время.